Готовясь к интервью с Николаем Ивановичем, я чуть ли не круглосуточно слушал и пел в машине его самый известный и самый обожаемый хит «Доню моя, донечко». Мне казалось, что эту песню знают наизусть и поют все вокруг. Чувства просто переполняли – ведь недавно у меня самого родилась доченька.

Вот эти волшебные строки как будто взяты из моей жизни:

Моє сонце, моє небо, моя доля,

Моя радість, моя втіха, моя доня.

Зустрічають тата крильця-рученята,

Зорі-оченята, оченята-зорі,

І немає на землі ні біди, ні горя.

Дівчинка-перлинка, золота краплинка,

Весняна росинка, літнє моє сонечко,

Доню моя, донечко.

В Виннице, куда композитор и исполнитель приехал праздновать Пасху и откуда родом его жена, мы философствовали о Боге и дьяволе, о человеческих ошибках и покаянии, а также рассуждали о фонограммах и обнаженном теле на сцене.

Почему я избрал эту тему? Потому что Николай Свидюк – очень светлый человек. Общаясь с ним, ощущаешь сильнейшую позитивную энергетику. И тогда ты думаешь: «Как вообще можно жить с такими чистыми помыслами?». Оказывается, можно!

– Какие дела привели вас в Винницу?

– Приехали к любимой теще на Пасху в живописное украинское село под Винницей, которое основал казак Якуш, и с тех пор оно носит название Якушинцы. Марии Васильевне 90 лет, и, слава Богу, она здорова. Параллельно с празднованием мы поможем посадить картофель, и на этом миссия нашей поездки будет завершена.

Несмотря на праздники, я непрерывно готовлюсь к концертам. В сельском доме есть рояль, где дважды в день, как школьник, занимаюсь вокальным тренингом. Этот уклад не нарушаю никогда.

– Как познакомились с единственной и неповторимой?

С Галиной мы познакомились в Одессе, в детском центре «Молодая гвардия», куда она приехала вожатой. Галина – это больше чем мой спутник. Для меня она пишет много достойных стихотворений, ее признали профессиональные поэты, последнее время я пою много Галиных песен.

– Какие песни вы исполняли в начале своей творческой карьеры, когда играли на баяне на свадьбах?

– У нас был вокально-инструментальный ансамбль «Рідний край»». В это название и была заложена репертуарная палитра, которую мы воспроизводили. Пели популярные песни, которые тогда были у каждого на устах. Помимо этого, трудились над собственными обработками, которые входили в репертуар нашей концертной деятельности.

Зарабатывали деньги на свадьбах, корпоративных мероприятиях, покупали более современное оборудование для того, чтобы и дальше развивать свои таланты, ведь в то время ансамблей было как грибов после дождя.

Среди всех самодеятельных коллективов в Одесской области «Рідний край» единственный получил звание народного. «Рідний край» участвовал в первой «Червоній руті», представляя наш регион. К сожалению, выступили недостаточно хорошо и не завоевали призовых мест, но все же это придало нам колоссальных сил.

Именно на «Червоній руті» состоялось близкое знакомство с Назарием Яремчуком, который после конкурса подошел к нам и подписал календарь.

– Каким составом выступали?

Выступали вчетвером: барабаны, бас-гитара, ритм-гитара и клавишные. Сначала я играл на аккордеоне, а затем на баяне. Игре на баяне мне пришлось переучиваться в музыкальном училище, потому что классов аккордеона в Украине не было.

– Когда вы поняли, что известны?

– Путь к известности был очень долгим. Окончил институт культуры в Николаеве. Там попал к прекрасному преподавателю, маэстро, виртуозу, который писал собственные обработки, пьесы для баяна, фортепиано, скрипки, балалайки и домбры.

Поскольку я был руководителем оркестра народных инструментов, то должен был владеть всеми этими инструментами. Мне позволяли включать написанные мной пьесы в свою экзаменационную программу. Для меня это было очень важно и показательно.

Немногим позднее познакомился с классиком украинской эстрадной песни Николаем Сингаевским, автором знаменитых «Чорнобривців». Наша первая встреча состоялась, когда Николай отдыхал вместе с семьей в Доме творчества в Одессе. Как сейчас помню картину: Сингаевский готовит в большом чугунном казане картофель, а рядом вкусно пахнет рыбой.

Мы отошли прогуляться по аллее, присели на лавочку, и он начал читать мне свои стихи. Среди прочих было стихотворение «Цілує сонце рушники», которое я положил на музыку и которое до сих пор исполняю. Чуть позже появилась песня «Знову літо», слова для которой также написал Николай Сингаевский.

А вот еще одно знакомство в «Молодой гвардии», которое стало для меня судьбоносным, – с украинским поэтом Андреем Демиденко.

О его визите мне рассказал Борис Шарварко, главный режиссер фестивалей и концертных программ, с которым мы познакомились после одного из наших выступлений. Борису Георгиевичу понравилось то, что мы играли, и он попросил прислать ему несколько записей. Также как бы невзначай обмолвился, что на территории «Молодой гвардии» отдыхает Андрей Демиденко, ну, и предложил познакомиться с ним.

Будучи совсем молодым, я подошел к Андрею Петровичу, и он дал мне стихотворение, отметив, что музыку к нему писали уже несколько композиторов, но абсолютно безуспешно. Речь идет об украинском романсе, который я исполняю до сих пор: «І люблю, і сміюсь, і печалюсь» – очень духовном и содержательном.

…В шесть часов утра я почувствовал, как биотоки прошли через мое тело, и понял, что родилось нечто прекрасное.

Утром я спел и сыграл для Демиденко и его жены, им обоим понравилось, и Демиденко позволил мне исполнять этот романс. Более того, он взял меня в свой концерт, где были такие популярные исполнители, как Назарий Яремчук, Иво Бобул, Лилия Сандулеса. Это было достижение! Ведь мое имя и фамилия были в концертной афише, хоть и в самом конце…

Уже после всего этого появилась песня «Доню моя, донечко». Кроме Алексея Кононенко, автора слов этой песни, я начал работать с Вадимом Крищенко, с которым мы написали «Ця весна для тебе», а также с Николаем Лукивым, Виктором Герасимовым и многими другими поэтами, которые доверяли мне свое творчество.

– А какова судьба вокально-инструментального ансамбля «Рідний край»?

– Со временем завершилась его история, потому что ребята, с которыми я старался работать каждый день, устали. Это была своего рода трагедия, ведь я вложил в этот коллектив много сил и души…

Тогда я понял, что можно полагаться только на собственные силы и талант, который дал Господь. У меня началась профессиональная эра – стал профессиональным певцом и композитором, выступая с сольными концертами во Дворце «Украина» и на других концертных площадках, меня приглашали за границу.

Я осознал, что могу быть интересен слушателю, когда есть возможность общаться наедине – языком морально-этических, поэтически-нравственных качеств.

Сейчас много формальных и искусственных вещей, и я считаю, что чувство прекрасного заложено и приумножено тремя факторами: мелодией, поэзией и исполнителем. Если эти три фактора гармоничны, появляется ощущение красоты.

– Как вы относитесь к обнаженности на экранах?

– Откровенно раздражает. Когда смотрю на молодых коллег-девушек на сцене, создается впечатление, что они приходят на пляж или в сауну. Чувство прекрасного может возникнуть между мужчиной и женщиной, когда есть интимность, которая принадлежит только им двоим. Это закрытая территория! Несмотря на то, что современность диктует свои условия, сущность остается неизменной.

Дело в том, что Бог подарил Адаму женщину Еву. Бог сказал: «Размножайтесь, помогайте друг другу, и пусть между вами существуют понятные только вам отношения».

Интим – это завоевание только одной пары, которая обрела гармонию в своих отношениях.

Если разбазаривать создаваемый мужчиной и женщиной мир, то вы никогда не почувствуете этой гармонии и блаженства, потому что она принадлежит только двум.

Давайте будем рассудительнее, ведь массовое распространение интима совершенно не присуще нашей культуре.

– Не приходила ли вам в голову мысль, что если нарушите законы Божьи, то, вероятно, у вас исчезнет то творческое, божественное начало, которое у вас есть?

– Это правда, связь может потеряться, и я не буду ощущать той незримой помощи. Хорошо помню, как в юные годы много раз испытывал этот дискомфорт. Каждый из молодых людей, которые ищут себя, попадает в некомфортные и необычные ситуации. И я попадал в эти ситуации, но бежал от этого и хотел оставаться тем, кем хотел быть.

Моя мама, бабушка и дедушка были очень богобоязненными людьми. Мать десятки раз перечитала Библию, она настолько ее знает, что может ее пояснять.

– В каждом человеке и Бог, и происки дьявола одновременно. Где находится грань? Можно ли себя найти после того, как переступишь эту грань?

– Каждый волен в своих поступках. Все зависит от среды, в которую попадает человек, ведь в любой момент ты можешь попасть в ситуацию, где тебя испытывают. И каждый только в силу внутренних установок выбирает свой путь. Многие в какой-то момент понимают, что он ошибочен, и находят силы, чтобы остановиться.

Рад, что существуют люди, способные осознать свои ошибки и исправить их. Я тоже совершал ошибки и всегда каялся.

Вот гордыня – это худшее, что может случиться с человеком. Я повидал много людей, которые становились совершенно другими под ее влиянием.

Лично мне живется легко, потому, что не несу груз ошибок, которые могут шлейфом тянуться за мной и тяготить. Иду вперед каждый день.

Василий Зинкевич говорил: «Я хочу жити та дихати, не беручи зайвого ковтка повітря».

Это значит, что нужно вдыхать только нужный тебе воздух, потому что ты впрок не надышишься и у другого воздух не отберешь.

Все, что я говорю, – это не формальность. Действительно ощущаю поддержку Господа, когда выхожу на сцену. Мои коллеги, хоть я и не вправе их осуждать, записывают фонограммы в студии, и с ними могут петь хоть 20 концертов.

Лично я не испытываю от этого удовольствия, это не нравственно.

Жутко устаю от волнения перед концертом, но с первыми аккордами все настраивается. В то же время получаю удовольствие от того, что все прошло именно так, как я того хотел.

Я шел к этому, и каждый день работаю, чтобы на концерте отдать все то, что наработал. Слышу и чувствую, как в моем голосе проявляются какие-то новые краски, что дает мне уверенность в том, что поступаю правильно.

– С вашего позволения поговорим еще немного о вашей песне «Доню моя, донечко»…

– Автор слов – киевский поет, счастливый отец Алексей Кононеко. Эта песня была написана в течение часа в «Молодой гвардии». Алексей приехал в Одессу как член жюри на один из фестивалей. Мы познакомились на завтраке и договорились что-нибудь сделать вместе. Считаю везением то, что Господь свел нас обоих, ведь любой композитор, прикоснувшись к этим словам, стал бы популярным. Энергию этой песне дают именно слова. В них заложен росток любви, которая развивается на протяжении всей песни. А вообще это гимн моей семьи…

– Расскажите, пожалуйста, о своих детях.

– Мои дети уже взрослые, подарили мне внуков Алексея и Софию. В Алексее узнаю черты своего характера и вижу в нем себя маленького.

Моя дочь Ольга рисует, она дизайнер, много лет работала у известного украинского модельера Михаила Воронина. Она разрабатывала целые коллекции, которые легко продавались. Ольга с помощью магии красок разрисовывает одежду, которая находит своих владельцев по всему миру.

– Вы занимаетесь спортом?

– Два-три раза в неделю хожу в «качалку», поддерживаю тонус, а потом несколько часов подряд с друзьями играю в пинг-понг. Ритм очень интенсивный, мы проявляем настоящую, благородную спортивную злость, которая только помогает нам.

Думаю, что каждый человек в меру своих возможностей должен заниматься спортом. С годами люди замедляют свой шаг, не ставят перед собой каких-то конкретных целей, а задачи растворяются в тумане.

К слову, ощущаю себя на 35-40 лет, и поверьте – готов вызвать к теннисному столу любого, кто младше меня, и тогда посмотрим, кто на что способен!

– Поделитесь рецептом вашей молодости, ведь на вас действительно стоит равняться!

– Не ощущаю своего возраста. Понимаю, что моя жизнь – это исповедь перед слушателями, и каждый раз я должен выходить к ним и удивлять. Не хочу быть постоянным даже сам для себя. Вот почему идет активная самостоятельная работа в поисках чего-то интересного для меня, а в результате – для людей, которые проходят на мои концерты.

Понимаю, что мой голос будет звучать, если на него потрачено определенное количество времени, в противном случае он будет «ржаветь».

Стараюсь ложиться спать не позднее 24.00. Мне нужно восемь-девять часов сна. Когда просыпаюсь, заряжаюсь энергией от легкого завтрака, потом – несколько часов тренинга возле инструмента и работа над репертуаром. Три дня в неделю – обязательная физическая нагрузка, а в остальные дни отсутствие тренировок стараюсь компенсировать ходьбой. Очень люблю ходить на рынок – за чем угодно.

Могу научить вас правильно дышать. Это упражнение занимает две минуты, поначалу будет кружиться голова из-за насыщения крови кислородом. Нужно с большой частотой вдыхать и выдыхать воздух через нос. В процессе диафрагмального дыхания в работу включаются не только мышцы самой диафрагмы, но и мышцы пресса, мышцы груди, плеч и шеи. Все эти мышцы чрезвычайно важны не только для здорового дыхания, но и для правильной осанки.

Мне очень жаль молодых людей, которые не умеют владеть своим телом и находятся не в лучшей форме. Правда, я думаю, что это проблема не только личностная, но и государственная. Если раньше в каждом дворе были спортивные и футбольные площадки, на которых носились дети, то сегодня ситуация выглядит несколько иначе.

Я и сам начинал свой спортивный путь во дворе, мечтая стать футболистом, и был центральным защитником. Вся моя жизнь связана со спортом и искусством. Поэтому желаю моим коллегам и друзьям поддерживать спортивный дух и не откладывать про запас все, что мешает человеку двигаться.

– С кем, кроме Бориса Ельцина, вы сидели за столом и пели сутки напролет?

– С Леонидом Кучмой многие годы поддерживаю отношения, он очень любит украинскую песню. Если вспоминать дни рождения Леонида Даниловича, то на них собиралось очень много выдающихся личностей, в том числе и Борис Николаевич Ельцин со своей женой Наиной Иосифовной.

Близкое знакомство с Ельциным у меня произошло в Ивано-Франковской области в селе Гута. В этом селе была президентская резиденция, где Кучма принимал Ельцина, когда у него была депрессия. Именно в Закарпатье Борис Николаевич и Наина Иосифовна влюбились, и, по словам самого Ельцина, он пронес беременную Наину от Прикарпатья до Закарпатья.

Помните, Борис Николаевич говорил: «Русский, ты поднялся, что ты успел сделать хорошего для Украины?». Он любил и уважал Украину, я это видел собственными глазами и чувствовал его душу, это были не формальные слова в течение многих наших встреч.

Скажу вам откровенно, гармошка и украинская песня производили магическое воздействие. Вы представить себе не можете, но артисты решали вопросы поставок газа в Украину из Туркменистана с большими скидками! То есть это решалось на наших глазах – песня творила настоящие чудеса…

Автор: Артем Фляжников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии