Душистый чай, ваза с сушками, задушевный разговор – Ирина Акимова умеет создать уют «по-домашнему» даже в чопорном столичном офисе. Мягкая и одновременно строгая, лояльная к чужому мнению и искусная в дебатах, рассудительная и эмоциональная, а главное искренняя и простая – она без преувеличения одна из ярчайших «звезд» украинской политики и государственного управления.

Кандидат экономических наук, Ирина Михайловна возглавляет Украинскую Ассоциацию женских исследований в искусстве и является директором объединения НоСЕП (новая социальная и экономическая политика). В ней органичны экономист и художница, она рождает тонкие образы и наполненные глубоким смыслом творческие выставки. Благодаря таким женщинам меняется сознание общества, а вместе с ним и мир, обретая новые краски. Наш разговор – о женщине, ее реализации в политике, экономике, искусстве…

– Ирина Михайловна, вы – лидер Украинской ассоциации женских исследований в искусстве. Переход от экономики к живописи несколько необычен. Какие события в жизни привели к этому решению?

– Да, собственно, никакого перехода не было. Для меня две линии развиваются одновременно. Я не перестала быть экономистом. Cейчас я вернулась в свою академическую среду: 20 лет я проработала преподавателем – маркетинга, менеджмента, экономики, а потом занималась наукой как стипендиат Фонда Александра фон Гумбольдта,  Фольксваген-фонда,  DAAD,  ACCEL. В Германии, США. В 2000-м вместе с группой немецких консультантов создала Институт экономических исследований и политических консультаций. В украинском представительстве ООН была директором аналитического центра. Потом создала еще два аналитических центра по социально-экономической тематике. «Мои дети» в экономике продолжают жить. Это моя основная деятельность, достаточно успешная и благополучная. А искусство – моя душа. Кто-то бегает за границей по бутикам, а я – по музеям. Каждый раз стараюсь посетить новую выставку – уже потребность. Стихи, проза, живопись – всегда творила. Пришло, как говорят, время собирать камни: когда у человека есть желание творчества в той или иной форме, оно обязательно проявится.

Ирина Акимова в украинской политике
Ирина Акимова – без преувеличения одна из ярчайших «звезд» украинской политики и государственного управления

– Расскажите о работе Ассоциации, которую вы с единомышленниками создали два года назад. Какими успехами можете похвалиться?

– С удовольствием похвалюсь. Я верю, что такие самостоятельные и добровольные объединения очень полезны для продвижения идей. Объединенные общей целью и интересами люди всегда мотивированы и результативны. В Ассоциации собрались те, кому хочется продвигать украинское искусство и делать что-то хорошее. Тема гендера также не случайна. Доступ женщин ограничен не только к высоким управленческим и политическим должностям. В арт-среде по-прежнему существует проблема неравного доступа женщин к выставочным пространствам, элементы финансовой дискриминации при продаже. Статистика свидетельствует, что около 50% людей искусства – женщины. В то же время, в музеях больше выставлены мужчины. На аукционах из 50 лотов только четверть – лоты женщин. В среднем за похожие по размеру, времени и технике исполнения работы женщины получают на 20-40% меньше гонорара. Я не гендерная экстремистка, но совершенно очевидно, что женщинам-художницам нужна поддержка. Например, в США около 65 организаций занимаются поддержкой женщин в искусстве. Есть подобные организации и в Европе. За эти два года мы провели ряд коллективных выставок. Первая – «Конструктивный компромисс» – презентовала зрителям мои работы и работы Наталии Фурсиной, Светланы Леонтьевой и Ларисы Кадочниковой. Основная тема выставки делала акцент на том, что рост роли женщины в обществе помогает искать гармоничное разрешение различных социальных конфликтов. Тема «конструктивного компромисса» в различных интерпретациях представлена и в других выставках. Сегодня в истории моей Ассоциации организация трех моих индивидуальных выставок («Я рисую небо» в киевской галерее «НЮ АРТ», «Непридуманные зарисовки» в Музее книги и книгопечатания Украины, «Отражение» в Музее истории города Киева) и еще трех коллективных экспозиций. Так, накануне 8 марта 2018 года мы представили выставку «Тебе, Мадонна…». Почетным гостем выставки была Валентина Выродова-Готье  – одна из лучших украинских портретисток. И совсем недавно, 13 июня, вместе с Институтом проблем современного искусства мы подготовили коллективную выставку современного украинского женского искусства. В ней принимают участие более двадцати современных художниц: и молодые, и достаточно известные. Она вызвала большой интерес.

Статистика свидетельствует, что около 50% людей искусства – женщины. В то же время, в музеях больше выставлены мужчины. На аукционах из 50 лотов только четверть – лоты женщин

– Кто может претендовать на вашу поддержку?

В данный момент мы демонстрируем потенциальным спонсорам многообразие палитры женского искусства и максимально ее промотируем.

Это лучший инструмент для  цивилизованного лоббизма идеи равных возможностей.

– Могут ли таланты из регионов обращаться к вам за помощью?

Безусловно. Мы не обладаем большими финансовыми ресурсами и не собираем членских взносов. У нас чисто волонтерская деятельность. Но при организации выставок мы предоставляем доступ к выставочным пространствам на совершенно прозрачной основе. Например, при подготовке июньской выставки мы объявили открытый конкурс. Художницы присылали из регионов фотографии своих работ с описанием и получали шанс доступа к выставочному пространству. Большую часть организационных затрат мы пытаемся, с помощью спонсоров, брать на себя. У нас нет пока возможности, как у западных организаций, давать стипендии для поддержки молодых талантов. Но, надеюсь, вскоре такие программы появятся. Планируем объединять не только представителей визуального искусства, но и представительниц литературы, театра, журналистики, науки. В этом году во время выставки современного женского искусства провели первую научную конференцию на базе Института проблем современного искусства. Культурологи и искусствоведы поделились своими мыслями о том, как они видят украинское женское искусство. Это стало для них новой темой исследования. В начале июня мы с Олегом Пинчуком – известным украинским скульптором, который поддерживает нашу Ассоциацию и проекты, участвовали в международной выставке в Китае, где были представлены работы художников из 14 стран. Выставка проходила  в музее традиционного искусства в Шанхае. Одновременно проходила научная конференция, меня попросили выступить об украинском женском искусстве. Многие факты стали открытием для наших коллег. У нас есть яркие имена: Мария Примаченко, Татьяна Яблонская, основоположница орфизма Соня Делоне – украинки. У нас есть кем гордиться!

– Три персональных выставки за три года, помимо всего вышеперечисленного. Это достаточно много. А как вы решились публично представить свои работы?

– Это было непростое решение. Всерьез занимаюсь живописью четыре года. Поэтому то, что сделано, это работы четырех лет. Сначала мои картины видели только близкие люди. Однажды я показала их директору галереи «НЮ АРТ» Николаю Белоусову, моему давнему знакомому, которого я очень уважаю и считаю высокопрофессиональным человеком. Он предложил мне сделать у него выставку. Так я получила первых зрителей и первые отзывы о своих работах. На каждой выставке стараюсь представить что-то новое.

На выставке «Тебе, Мадонна…» я представляла свой полиптих из 9 картин «Молитва». Теме украинской Мадонны и проблемам современного украинского общества, которые требуют гармоничного решения, если мы хотим двигаться вперед.  

К полиптиху я написала стих, который объединил все мысли, вложенные в картины. Объединение живописи и поэзии – уникальный инструмент, моя изюминка, которую я собираюсь дальше развивать. На выставке современного женского искусства в Киеве моя инсталляция «Забор» тоже сопровождалась стихами. Мне приятно, что зрители оценили не только мое визуальное искусство, но и поэзию.

Ирина Акимова художник
“Искусство – моя душа. Кто-то бегает за границей по бутикам, а я – по музеям”

– Поделитесь, где находится ваш источник творческой силы и вдохновения?

Жизнь дает множество тем для творчества. Ощущения, пережитый опыт, природа, работы других авторов – все, что дает впечатления, новые решения. Копировать можно только ради того, чтобы научиться новому стилю. Жизнь, преломленная через призму души – самый большой источник вдохновения.

Объединение живописи и поэзии – уникальный инструмент, моя изюминка, которую я собираюсь дальше развивать

– Портреты или пейзажи – что вам нравится рисовать больше?

Сложно сказать. Портреты – одна из самых сложных задач, но это интересно. На третьей моей персональной выставке были представлены и портреты, и пейзажи. Все работы выполнены в двух стилях: реалистичном/импрессионистском и кубистcком. Идея выставки в том, что каждый человек видит свою реальность. Она зависит от его мировосприятия, наклонностей, ощущений. Кто-то видит реальность в кубизме,  кто-то в импрессионизме, кто-то в абстракции. Когда рядом предлагается один сюжет, но в разных стилях – это толкает к выбору. Что лучше? Мой философский месседж таков: «Мы видим мир по-разному, каждое индивидуальное отражение имеет право на существование. Если мы хотим в этом мире жить, то должны толерантно относиться к отражениям других людей».

– Кто из публичных лиц согласился быть для вас моделью для портрета?

– Я достаточно публична сама, не правда ли? (Улыбается – Авт.). Пока что не объявляла конкурс. Рисую своих друзей, знакомых, родственников.

– Как вы считаете, возможно ли через искусство достичь гармонии в обществе и разрешать общественные конфликты?

Любой, даже самой представительной выставкой, вот так вот разом невозможно разрешить конфликт. Если бы это было так, то, наверное, европейские экспрессионисты и постэкспрессионисты могли бы предотвратить первую мировую войну, но этого не произошло. Художники отражают реальность, дают некий посыл. Услышан ли был этот посыл людьми, которые принимают решение, или нет – вопрос конкретных обстоятельств. Поэтому рассчитывать на то, что деятельность в мире искусства сама по себе может разрешить конфликт, было бы наивно. Но искусство создает среду для диалога. Я предлагаю нашим политикам при проведении сложных дискуссий и переговоров использовать интересные выставки женского искусства, которые эмоционально показывают проблемы современного общества и призывают к их решению.

– Вы продаете свои картины? Какова самая большая сумма, которую вам предложили?

– Думаю, о финансовых вопросах не принято говорить вслух. Пока что я дарила родным, знакомым, друзьям свои картины. С первой выставки три картины ушли на благотворительный аукцион и на фонд «Таблеточки», который помогает онкобольным детям. Сейчас начинаю процесс продажи.

Я не гендерная экстремистка, но совершенно очевидно, что женщинам-художницам нужна поддержка. Например, в США около 65 организаций занимаются поддержкой женщин в искусстве

– Вы по праву можете называться носителем культуры нации. Потому особую значимость приобретает ваше мнение по поводу культурных «революций» в стране, в частности, проведения гей-парадов, публичных акций Femen – нужны ли такие акции Украине или стоит популяризировать что-то другое и как?

Бесспорно, мне хотелось бы занять место в украинской культуре. Что касается гей-парадов, я очень толерантный человек. Все, что разрешено и не запрещено, имеет право на жизнь. Нравится нам это или нет, но любые разрешенные социальные группы имеют право на активность. Главное, чтобы это не нарушало общественный порядок и этические нормы общества, в рамках принятого законодательства должна существовать толерантность.

Ирина Акимова экономист
Наша собеседница всерьез занимается живописью четыре года. Сначала ее картины видели только близкие люди…

– Чего не хватает украинскому искусству для достойного позиционирования на зарубежных выставочных площадках, аукционах?

Прежде всего, большого количества достаточно состоятельных коллекционеров, которым было бы интересно и которые могли бы пополнять свои коллекции и вкладывать деньги в промотирование украинского искусства за рубежом. Их пока немного. На серьезную поддержку государства в условиях жестких бюджетных ограничений рассчитывать не приходится. Украинский рынок предметов искусства застыл на фоне общеэкономических проблем. Художники должны искать пути самостоятельного выхода на рынок, аукционы. Мне нравятся германоязычные страны, где помимо государственных музеев есть очень много частных, расположенных в маленьких городах. Например, в Австрии, в Коринфии, есть маленький городок Ной-Хаслау, где не так давно открылся музей Лияниг. Это современнейшее здание, построенное семьей Лияниг, успешно занимающейся бизнесом и собравшей интересную коллекцию современных австрийских художников. Галерея постоянно пополняется и в городок едет все больше туристов. Я бы хотела, чтобы так было в Украине.

Что касается гей-парадов, я очень толерантный человек. Все, что разрешено и не запрещено, имеет право на жизнь

– Кто из именитых художников для вас служит примером? Почему?

– Есть много людей, чьим художественным даром я восхищаюсь. Питер Брейгель. Его мастерство, завораживающие пейзажи, интересные сцены из обычной жизни – это искусство на века. Самая любимая картина из «Времен  года» – «Охотники в снегу». Ван Гог удивляет своим постоянным поиском и трансформациями. Очень нравится Рене Магритт. Его работы разбросаны по разным музеям. Наибольшая коллекция – в Брюсселе. Необычный художник. Мне нравится, как и половине мира, Сальвадор Дали. Есть близкие мне австрийские художники, которые очень популярны у себя в стране. Это группа из пяти человек «Фантастические реалисты». Они работали в 70-е, 90-е годы. Некоторые активны до сих пор. Три года назад в Вене в Leopold Museum я видела выставку одного из них – Арика Брауэра. Сейчас стало популярным течение суперреализма. В Европейском музее современного искусства в Барселоне хорошая коллекция. Если вы представите себе фотографию максимального разрешения, где на коже видны капельки пота – это суперреализм. Мастерство художника должно быть очень высоко, чтобы передать мельчайшие детали. Пример – картины известного немецкого художника Хелвайна. Мне нравится Герхард Рихтер: в своей карьере он попробовал разные стили и везде был очень успешен. Особенно в стиле «размытой фотографии». Искусство должно нести посыл и вызывать эмоции.

– Кто ваш учитель живописи?

– У меня нет учителя живописи, хотя эпизодически я брала частные уроки и буду это делать: чтобы иметь мастерство – ты должен иметь знания. «Мои учителя» – музеи, картины, которые я внимательно изучала в музеях, работы разных художников, стили и техники.

Если вы представите себе фотографию максимального разрешения, где на коже видны капельки пота – это суперреализм

– Планируете покорить мировые галереи с выставками современной украинской живописи?

– Это мечта. Мечтаю о выставке в Вене в музее Альбертина или музее Леопольда. Есть много известных музеев, где хотелось бы представить и оставить свои работы. Важно работать на эти мечты. Планируем зарубежные выставки. В частности, работаем с немецкой коллегой, чтобы в сентябре 2019 года в Мюнхене была выставка женского искусства, где будут представлены немецкие и украинские художницы. Аналогичный контент попробуем сделать в Китае. Как реализуются планы – время покажет.

Ирина Акимова политик
Ирина Акимова говорит, что жизнь, преломленная через призму души – самый большой источник вдохновения

– Вы пишите стихи. Какая тематика вам близка? Можете процитировать один из любимых?

Все любимые. Могу процитировать стихотворение с последней выставки.  Называется «Забор»:

Забор удобен и любим,

К нему давно привыкли люди.

Мы разгораживаем им

То, что сейчас и то, что будет.

 

Залог надежд и перемен

И обещаний новой стройки

Скрываешь ты, убогость стен,

И вонь неубранной помойки.

 

Опора спорам и речам,

Крадемся вдоль тебя, как воры,

И смело пишем по ночам

Лихой призыв: «Долой заборы!»

 

Поем, бормочем ерунду

И пачкаем землей колени.

Забор – ты памятник стыду,

Запретам, глупости и лени.

 

Знакомый с жизнью без прикрас –

И с пьяной дружбой, и с враждою

 Ты молчаливо терпишь нас

 И пахнешь малою нуждою.

 

Ты брат, товарищ и кумир,

Поддержка в радости и в горе.

Для многих глаз окошко в мир –

Дыра в обгаженном заборе.

   

Ты не боишься устареть,

Стоишь – такой обыкновенный…

Как тяжело преодолеть

Собой воздвигнутые стены!

 

Довольно слов, окончен спор,

И возражения не слушай!

Разобран уличный забор.

Как быть забором в наших душах?

– Сложно ли быть лидером в среде творческих людей? Есть характерные особенности?

– Не пытаюсь претендовать на роль формального лидера. Мир искусства очень неформален. Хотя если ты выступаешь куратором, то выступаешь и лидером. Важно, чтобы люди, которые хотят участвовать в выставке, принимали твое лидерство. Если я делаю проект, то несу за него ответственность. С творческими людьми, я думаю, по жизни всегда непросто, потому что они творческие. Но это люди, которые умеют слышать и слушать. И если ты терпелив и готов доказывать свою точку зрения, думаю, везде и всегда можно найти консенсус или… немножко подождать. Всегда помогает разрядить обстановку чувство юмора…

С творческими людьми, я думаю, по жизни всегда непросто, потому что они творческие. Но это люди, которые умеют слышать и слушать

– Живопись – единственное ваше увлечение или еще есть хобби, о которых вы можете рассказать нашим читателям?

– Люблю садовое искусство. Достаточно много времени потратила, чтобы организовать свой небольшой тематический сад, где у каждой зоны свой философский смысл. Есть английская зона, сад барокко, сад меланхолии, китайский сад, японский сад. Эту красоту нужно постоянно поддерживать в гармонии, иначе зарастет.

Ирина Акимова 1
“Украинский рынок предметов искусства застыл на фоне общеэкономических проблем. Художники должны искать пути самостоятельного выхода на рынок, аукционы”

– Инвесторы у вашей организации есть?

– Правильно сказать, спонсоры отдельных мероприятий. В конце сентября в музее истории Киева будет проходить новая коллективная выставка. Нам помогают частные инвесторы. Их символику обязательно выставим на баннерах. И публично их озвучим. Есть и постоянное медийное сопровождение. Наших партнеров будет прибавляться.

АВТОР: Наталия Журбенко

ФОТО: Дмитрий Бургела

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии