Комментируя резолюцию Европейского Парламента «О важности европейской исторической памяти для будущего Европы», латвийская версия «Спутника» (Sputnik Latvia) приводит цитату Джорджа Оруэлла из его романа «1984»: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим». Колумнист «Спутника» полагает, что парламентарии вдохновлялись методами описанного в романе Министерства правды, и сравнивает резолюцию Европейского Парламента с Антикоминтерновским пактом, заключенным в 1936-ом году между Германией, Италией и Японией, – пишет Украина Криминальная. 

Дезинформационные прокремлевские СМИ яростно нападают на Европейский Парламент утверждая, что данная резолюция якобы «разрешает разрушение памятников, посвященных борьбе с фашизмом», является «политическим публичным оскорблением для Польши» и «игнорирует фашизм в Литве, Латвии и Эстонии». Российские федеральные СМИ фактически заявляют о том, что Европейский Парламент выступает на стороне фашизма.

Война — это мир

Использование цитат из романа Оруэлла «1984» для описания смутно вырисовывающейся диктатуры не является чем-то весьма оригинальным. Важно, что ключевым элементом романа является далекая и непрекращающаяся война между сверхдержавами, которые управляют миром. Союзные отношения между этими державами меняются, но государственная пропаганда утверждает, что эти союзные отношения являются вечными и стабильными: «Океания воюет с Остазией. Океания всегда воевала с Остазией».

Эта модель нашла свое отражение в сегодняшних прокремлевских дезинформационных СМИ. «Россия всегда воевала с нацизмом». Например, мы узнаем, что Советский Союз начал освобождение оккупированной нацистами Польши 17 сентября 1939 года. «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим».

Прокремлевские дезинформационные СМИ, безусловно, прилагают все усилия, чтобы взять прошлое под контроль. Решение перенести памятник 1980-го года в Праге с городской площади в музей стало на несколько недель главной темой в «Спутнике», публиковавшем различные нападки на Чешскую Республику. Памятник якобы убирают, чтобы вызвать ненависть к России. Местное руководство окрестили «гауляйтерами», намекая на то, что данное решение имеет нацистскую подоплеку. Перенос статуи назван нарушением чешских международных обязательств. Однако все это не соответствует действительности.

Свобода — это рабство

В обзоре дезинформации за эту неделю содержатся прокремлевские дезинформационные атаки практически по всем возможным направлениям. Мы уже упоминали Европейский Парламент, Эстонию, Литву и Чешскую Республику. Польша, конечно же, тоже была целью дезинформационных атак.

Кремлевская полонофобия не демонстрирует никаких признаков ослабевания — примерно один из десяти зарегистрированных случаев дезинформации на этой неделе направлен на Польшу. В качестве примера можно привести заявление о том, что именно Польша виновата в том, что ее атаковал Сталин. Или заявление о том, что теперешняя Польша хочет диктовать свою волю ЕС. Украина и США также являются целями дезинформационных атак: США поддерживает террористов ИГИЛ, Украина претендует на статус штата США и в целом является нацистским государством.

На этой неделе в изобилии всплывают теории заговоров. Некоторые из них уже не новы — например, заговор о провокации 11 сентября или предположение о том, что Ротшильды готовят нападение на Дональда Трампа. Другие не отличаются оригинальностью — например, предположение о том, что беспилотный удар по саудовским нефтяным объектам является провокацией. Но появилось и несколько новых — армия ЕС может быть направлена на подавление государств, пытающихся покинуть Европейский Союз. Большинство заговоров в конечном итоге сводятся к русофобии. Иностранные державы вмешивались в недавние выборы в Мосгордуму. Запад, которым управляют психически больные люди, определил 2021 год как год, в который Россия будет стерта с лица земли.

Незнание — сила

Кремлевские дезинформационные СМИ высказались на тему необходимости обучения членов Европейского Парламента истории, игнорируя исторические факты, такие как более ранние российско-советские заявления по поводу пакта Молотова-Риббентропа.

24 декабря 1989 года Съезд народных депутатов СССР принял резолюцию, денонсирующую пакт Молотова-Риббентропа. Данная резолюция содержала, в частности, следующие положения:

«Съезд констатирует, что протокол от 23 августа 1939 года и другие секретные протоколы, подписанные с Германией в 1939 – 1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являлись отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничение “сфер интересов” СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран. Съезд отмечает, что в тот период отношения СССР с Латвией, Литвой и Эстонией регулировались системой договоров. Согласно мирным договорам 1920 года и договорам о ненападении, заключенным в 1926 – 1933 годах, их участники обязывались взаимно уважать при всех обстоятельствах суверенитет и территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. Сходные обязательства Советский Союз имел перед Польшей и Финляндией».

Перестройка была попыткой справиться с тоталитарным прошлым Советской России, попыткой исправления ошибок, стремлением к осуждению империализма и сталинизма. Демократия и права человека должны были заменить партийную диктатуру и коррупцию. Диалог должен был заменить ложь и пропаганду.

Советским парламентариям лишь незадолго до этого была предоставлена ​​возможность прочитать роман «1984» Джорджа Оруэлла. Данный роман в Советской России было запрещено иметь, читать или цитировать до 1988 года.

Сергея Скрипаля отравили британские спесцслужбы потому, что он помогал Кристоферу Стилу составить досье о российских контактах Дональда Трампа и слишком много знал.

Этим заявлением телеканал НТВ добавил свежий материал в уже немалый массив изменчивых объяснений, которые распространяли прокремлевские СМИ с момента покушения в Солсбери в марте 2018 года.

Связывая точки при помощи дезинформации

Показанный 19 сентября на НТВ материал создан следуя простой формуле.

Телеканал напомнил аудитории о двух известных событиях: о нападении на господина Скрипаля с дочерью Юлией, совершенном с использованием военного нервно-паралитического вещества класса «Новичок», и о формировании Кристофером Стилом досье на Трампа.

Передача попыталась связать эти два события при помощи неподтвержденных теорий, не озаботившись привести доказательства, как показано в критической статье The Insider.

НТВ пытается придать своим объяснениям достоверности, частично выстраивая свой нарратив на фактах. Но когда тот клей, который должен соединить два известных события, не имеет основы и не склеивает, сюжет НТВ похож лишь на паранойю.

Дезинформация как паранойя

Один из наиболее вопиющих пропагандистов российского федерального телевидения, персона нон-грата в ЕС Дмитрий Киселев, стал в России материалом для мема со своей фразой: «Совпадение? Не думаю».

Российские пользователи соцсетей  использовали этот мем, чтобы высмеять главного пропагандиста телевидения Дмитрия Киселева. Изображение: Wikireality.ru

НТВ использует параноидальную логику, отрицая, что случайности возможны, и придумывая причинно-следственные связи там, где их нет. Перефразируя название современной классики в изучении кремлевской телевизионной пропаганды, когда совпадений не бывает, все возможно.

Что подводит нас к, наверное, самому безумному заявлению, представленному в программе НТВ о Скрипале: Британцы якобы проводили эксперименты по разработке антидота веществу «Новичок» в лаборатории Портон-Даун вблизи Солсбери и испытывали результаты на морских свинках. У Скрипаля дома были морские свинки. Совпадение? Не думаем.

Лишь один из троих россиян говорит, что доверяет новостным программам федеральных телеканалов «Первый канал» и «Россия 1», показало недавнее исследование фонда «Общественное мнение» (ФОМ).

20% россиян считают, что за последние несколько лет качество новостных передач на российских телеканалах снизилось. Это серьезный рост пессимистических настроев касательно российского телевидения как в 2015 году, когда лишь 7% россиян считали, что качество новостных и информационных передач ухудшается.

Согласно ответам респондентов одной из основных причин ухудшения качества новостей было «меньше правдивой, объективной информации, много пропаганды, цензура». Респонденты были также не удовлетворены негативной, аморальной информацией, отсутствием разнообразия и бессодержательностью, тем, что на телеэкране господствуют одни и те же лица.

Количество россиян, которые верят, что качество новостей улучшилось, также постепенно снижалось с 52% в 2016 году до 30% в этом году.

Ухудшающееся отношение

Национальные телеканалы остаются основным источником новостей в России. 47% россиян, которые смотрят телевидение, узнают о последних событиях в стране и мире из сообщений «Первого канала». Для 43% основным источником новостей является канал  «Россия 1», генерального директора которого напрямую назначает президент России.

При этом уровень доверия к новостям на«Первом канале» снизился с 53% состоянием на май 2015 года до 33% состоянием на август 2019 года; снижение доверия телеканалу «Россия 1» несколько менее значительно – с 46% до 31% за тот же период.

Недоверие к новостям на подконтрольных властям каналах неудивительно: из 6 400 проверенных примеров кремлевской дезинформации, собранных EUvsDisinfo с 2015 года, более 850 примеров обнаружены на «Первом канале» и «Россия 1» (или на канале «Россия 24»).

Эти федеральные каналы заявляли, среди прочего, что члены Европейского Парламента используют «русофобию», чтобы продвинуть свою политическую карьеру ; что граждан Франции и Германии заставляют извиняться перед насилующими их мигрантами и что британские военные советники заставили Украину подстроить химическую атаку и свалить вину на Россию.

Также наблюдалось непрерывное отрицание любой причастности России к отравлению в Солсбери и катастрофе рейса MH17, а также щедрое использование обвинений в «русофобии» на Западе.

Украина остается излюбленной темой и мишенью дезинформации и на «Первом канале» и на канале «Россия 1» (и раз уж об этом речь зашла, то и на других федеральных каналах). Совсем недавно эксперты «Первого канала» заявили, что планы НАТО построить военную базу в Крыму якобы привели к Майдану (таких планов у НАТО никогда не было), и что многие регионы Украины мечтают присоединиться к России.

Увидеть значит поверить?

Ранее сообщалось, что многие россияне смотрят новости по телевидению, даже если не доверяют им.

Данные долгосрочных исследований показывают, что российское телевидение медленно, но верно теряет аудиторию. Хотя 85% россиян подтверждают, что смотрят телевидение, количество тех, кто смотрит его ежедневно упало с 72% в 2015 году до 52% в августе 2019 года. Количество тех, кто заявил, что вообще не смотрит телевизионные программы выросло с 2% в 2008 году до 13% в августе 2019 года.

Тем не менее, как и в 2015 году более половины респондентов (52%) исключили для себя возможность отказаться от телевидения в пользу других источников информации.

Источник: The Disinformation Review

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии